МОУ "Удомельская гимназия №3 имени О.Г.Макарова"

        

 

Предлагаю Вашему вниманию разработки внеклассных мероприятий, которые проводились на неделях химии и биологии в гимназии.

 

Сценарий игры КВН «Химия+биология» для 10-х классов.

 

Ноябрь 2008г.

 

Пояснительная записка.

Игра КВН «Химия+биология» проводится в 10-х классах. Как правило, в 10-х классах ученики уже выбрали для себя профиль и часто  обращают мало внимания на предметы, которые им не нужны для поступления в вуз. В связи с этим, целью игры КВН является повышение заинтересованности учеников в химии и биологии, повышение мотивации в учении, а также осуществление межпредметных связей биологии, химии, экологии, истории, развитие способности мыслить логически, развитие памяти, развитие умения работать в команде.

Оборудование: интерактивная доска (для демонстрации презентации с заданиями игры), карточки для выполнения заданий (конкурс «Переведи пословицу»), магнитные карточки с изображениями растений и животных (конкурс «Кто кого ест?»), химическая посуда (конкурс «Вспомни химическую посуду»), реактивы для проведения конкурса «Осуществи превращение».

 

Правила игры:

В игре участвуют 2 команды (по количеству 10-х классов). Заранее готовятся конкурсы «Приветствие» и «Домашнее задание». Команды, участвуя в конкурсах, зарабатывают баллы, в конце игры подводится итог и команда, заработавшая больше всего баллов выигрывает.

 

Ход игры:

I. Приветственное слово ведущих, представление жюри.

 

II. Приветствие команд.

Оценка – до 5б.

 

III. Разминка.

Каждой команде задается по 8 вопросов, за каждый – 1б.

№1

№2

1. Кто является создателем теории строения  органических веществ? (Бутлеров)

2. Какова общая формула алканов?

nH2n+2)

3. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и свойства? (изомеры)

4. Назовите формулу нонана. (С9Н20)

5. Какие организмы имеют самую маленькую клетку? (бактерии)

6. Химия живых организмов. (биохимия)

7. Какая молекула является «энергией» клетки? (АТФ)

8. Какого вещества больше всего в клетке? (воды)

1. Кто является создателем периодической системы? (Менделеев)

2. Какой вид гибридизации у углерода в алканах? (sp3)

3. Как называются вещества, имеющие сходное строение, но разный состав? (гомологи)

4. Назовите формулу октана. (С8Н18)

5. Какие организмы не имеют клетки? (вирусы)

6. Наука о клетке. (цитология)

7. В какой молекуле хранится вся информация? (ДНК)

8. Какие вещества клетки являются катализаторами? (белки-ферменты)

 

IV. Конкурс «Переведи пословицу».

Каждой команде выдается листок со списком пословиц, которые необходимо перевести.

Переведите с общепринятого на химический следующие фразы:

Переведите с общепринятого на химический следующие фразы:

1. Уходит как вода в песок.

2. Недосол  на столе, пересол на голове.

3. За медный грош удавится.

1. Алмаз чистой воды.

2. Белый как мел.

3. Железный характер.

Ответы:

1. Уходит как оксид водорода в диоксид кремния (оксид кремния).

2. Мало хлорида натрия на столе, чересчур много на голове.

3. За Cu грош удавится.

1. Углерод чистого оксида водорода.

2. Белый, как карбонат кальция.

3. Fe характер.

 

За каждую переведенную правильно пословицу – 1б.

 

V. Конкурс «Химики и биологи».

Командам выдаются карточки с перечнем открытий ученых, необходимо из списка на доске выбрать авторов. Отвечают 2 человека.

Ученые:

Бутлеров, Зелинский, Коновалов, Лебедев, Гук, Кекуле, Шлейден, Кучеров, Фаворский, Зинин, Вюрц, Марковников

 

2CH3I+2Na>C2H6+2NaI (Вюрц)

CH4+HNO3>CH3NO2+H2O (Коновалов)

Один из создателей клеточной теории (Шлейден)

Открыл клетку (Роберт Гук)

 

За каждый правильный ответ – 1б.

 

VI. Конкурс «Осуществи превращение».

А) Сульфат меди (II)>гидроксид меди (II)>хлорид меди (II)

Б) гидроксид кальция>карбонат кальция>углекислый газ

К доске вызываются 2 человека, получают задание – цепочку превращений. Реакции выполняются с соблюдением правил техники безопасности, затем на доске пишутся молекулярные уравнения.

За каждую реакция (их 2) – 1б, за каждое уравнение – 1б.

За нарушение правил техники безопасности – штраф 1б.

 

VII. Конкурс капитанов:

А) «Вспомни химическую посуду».

В ящике перед капитанами выставляется химическая посуда. Капитаны должны назвать каждый предмет и сказать, где он используется.

За каждый правильный ответ – 1б. (всего можно набрать 12б.)

 

Б) «Кто кого ест?»  На доске карточки с изображением растений и животных. Необходимо построить цепь питания.

За каждое правильное звено цепи питания – 1б.

 

VIII. Домашнее задание «Реклама вещества».

За домашнее задание оценка – до 3б.

 

IX. Подведение итогов.


   

 

  

Интеллектуальная игра, посвященная биологии и химии, «Брейн-ринг».

Апрель 2008г. 

Цели и задачи:

·        Повысить заинтересованность учащихся в биологии и химии.

·        Развивать память, логическое мышление.

·        Повысить эрудированность учащихся.

·        Осуществить межпредметные связи между химией, биологией, экологией, историей, литературой.

·        Развивать умение работать в команде.

 

Оборудование:

Интерактивная доска (для демонстрации презентации вопросов), свистки (для капитанов каждой из команд и жюри).

 

Правила игры:

1.     Участвуют команды от 10-х классов (по 6 человек), остальные болельщики.

2.     Первый тур – блиц. Командам задаются вопросы, на обдумывание дается 20с, затем команды отвечают. Если команда не дает правильного ответа, ход переходит другой команде. В случае если команды не дают правильного ответа, на вопрос отвечают зрители. Заработанное очко идет на счет команды, болельщиком которой является зритель.

3.     Второй тур – решение задач. Обоим команда предлагаются задачи, на обдумывание дается 1мин. Команда, которая готова раньше отвечает первой. В этом туре ход не переходит.

4.     По результатам игры выбирается победитель.

 

Вопросы к «Брейн-рингу».

Часть 1.

Блиц

1.     Какой  из металлов широко использу­ют в электротехнике?  (Медь.)

2.     Какое   стекло   можно  докрасна  нака­лить, опустить в воду и оно но потрескает­ся?  (кварцевое)

3.     Что такое «царская водка»? (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот.)

4.     Назовите вещество, способное из твердого состояния сразу переходить в газообразное.   (Иод.)

5.     Элемент в переводе с греческого «не сущий свет».  (Фосфор.)

6.     Химические элементы, названные в честь всемирно известных ученых – физиков и химиков.  (Менделевий, Эйнштейний, Борий)

7.     Болотный газ. (Метан.)

8.     Непредельный углеводород, применяемый при резке и сварке металлов. (Ацетилен.)

9.     Взрывчатое  вещество,   способное  oблегчить спазмы сердечных сосудов.  (Нитроглицерин.)

10. Какой  спирт хорошо  смягчает  кож рук?   (Глицерин.)

11. Советский ученый,  получивший син­тетический каучук.  (СВ. Лебедев.)

12. Создатель теории строения органиче­ских соединений.  (A.M. Бутлеров.)

13. Первооткрыватель периодического за­кона химических элементов. (Д.И. Менде­леев.)

14. Создатель противогаза. (Н.Д.Зелинский.)

15. Кто изобрел первую в мире кероси­новую лампу? (Польский ученый И.Лукасевич.)

16. Назовите фамилию великого русского химика и композитора. (А.П.Бородин.)

17. Назовите создателя пенициллина, которому за это поставили памятник в Мадриде перед ареной для боя быков. (Александр Флеминг, английский микробиолог)

18. Сердцебиение, прощупываемое на руке – это … (пульс)

19. Назовите «отца генетики», провалившегося на экзаменах в Венский университет из-за весьма слабых познаний в зоологии. (Грегор Мендель)

20. «Ищи» - шерш, «стой» - тубо, «принеси» - апорт. А как будет хватай? (фас, на чистом французском)

21. Какое растение индейцы называли «следом белого человека»? (подорожник)

22. Какой боевой порядок тяжелой пехоты вызывает ассоциацию с косточками пальцев? (фаланга)

23. Какая бабочка носит имя сына Зевса, малой планеты и американского космического корабля? (Аполлон)

24. Кто в полете быстрее машет крыльями: муха, шмель или комар? Как это можно определить? (комар, звук от него тоньше)

 

Часть 2.

Задачи

1. Найдите ошибки.

«Вы знаете состав морской воды? ... в ней хлористый натрий. Далее, в ней со­держатся в небольшом количестве хлорис­тый магний и хлористый кальций, бромис­тый магний, сернокислый магний, серная кислота и углекальциевая соль...» (Жюль Верн,  «Двадцать тысяч лье под водой».)

(Серной кислоты в морской воде нет. Она имеет щелочную среду, ее рН около 7,4.)

2. Отгадайте загадку:

Она родилась в самой волшебной стране Химической лаборатории. Ее папа Оксид азота(1V) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее Вода. Она появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней прибавили рас твор фиолетового лакмуса, все сразу по­няли, что родилась девочка. Назовите ее. (Азотная кислота.)

3. В   романе  Жюля   Верна описывается   забавный   случай:  Путешественники собрались поужинать мясом ламы гуанако, но оказалось, что мясо несъедобно «Быть может, оно слишком долго лежало?» — спросил один из путешественников. «Нет, оно слишком долго бежало», — ответил ученый Паганель. Действительно мясо гуанако съедобно, если животное поймано во время отдыха. Почему? (после активного движения в мышцах гуанако накапливается молочная кислота, которая и делает мясо несъедобным)

4. Юлий Цезарь оставлял в войсках только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. Объясните его выбор. (При выбросе адреналина, гормона агрессии, человек краснеет, а при выбросе норадреналина, гормона страха, человек бледнеет).

 

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".